МЕНЮ
<
Справочник  »   Статьи  »   Патина на дереве - благородный акцент времени

Патина на дереве - благородный акцент времени


Мы продолжаем разговоры о тонкостях реставрации. Сегодня мы поговорим об одном из излюбленных приемах в реставрации – патинировании дерева.

Прежде всего, что такое патина? Патина – по сути, естественное старение материала. Абсолютно любой вид материалов, за исключением платины и золота, вступает во взаимодействие с кислородом и влагой. В случае с железом – это ржавчина, на более благородных поверхностях, таких как медь и серебро, древесина – появляется красивая патина.

В нынешнее время патина стала по – настоящему модным эффектом при оформлении кухонной утвари и мебели.
Патина уникальна тем, что, с одной стороны, является признаком старения материала, а с другой стороны его защитой, выраженной, к примеру, на бронзе и металле пленкой, а на серебре в темном налете.

Благородная патина не только не портит старинный предмет, но и подчеркивает тонкость работы, резьбу, кованые элементы, выделает то самое важное качество, которое и ценят в мире антиквариата и винтажа – возраст. Патина в понятии реставратора – один из обязательных элементов. Если на предмете нет патины, возникает большой насущный вопрос – а сколько же лет этому предмету и подлинный ли он?
Что касается патины на дереве, на лаковых поверхностях, патина может являться результатом бытовых явлений, а также явлений естественной природы (атмосферные явления, влажность, свет). К примеру, древесина, которая находится в тени, будет иметь другой оттенок цвета, нежели древесина, которая лежит на ярком солнечном свете. Древесина, которая постоянно намокает, также меняет цвет (в основном в более темные благородные оттенки).

Зачастую, при реставрации ставится задача минимизировать потери именно патины, то есть провести процесс реставрации так, чтобы не затронуть естественное старение предмета. Если говорить прямо, полная ликвидация патины убивает и его стоимость, а зачастую и вовсе противоречит эстетическим взглядам.

Проблема заключается в том, что оставить патину удается далеко не всегда, патина всегда либо полностью, либо частично уходит (иногда добавляются утерянные детали, делаются врезки и т.д.). Возникает необходимость имитации патины или ее создания. Каждый реставратор «выдумывает» индивидуальные способы создания патины, пользуется советами, собирает «с миру по нитке». На металле используются химические ускорители окисления, на дереве часто просто тончайшими водяными растворами подкрашивают нужную область и закрывают лаками.

Если рассматривать полированные поверхности – это мелкоабразивная полировка, производимая при помощи паст или смягчающих составов (типа WD – 40). Отношение масла, абразива и спирта, которые нужно применить – все напрямую зависит от лака. Иногда берется просто шлифовальная вата и по сухому либо через жидкостный прослой, либо по легкому слою масла, наносится (можно с растворителем или керосином) на лаковое покрытие. Лак приобретает матовость, даже не видную глазу, но лак уже не блестит, как новый. Есть кислотные способы, к примеру, аэрозолевое воздействие на лак, в этом случае как будто лак поднимается легкой сеточкой. Есть также акриловая патина, которую можно наносить как на металл, так и на дерево.


При создании патины надо понимать, что конкретно Вы хотите получить, какой оттенок, матовость, начинать потихоньку. Выбрав нужный способ, опробуйте его на материале схожем по качествам с тем предметом, который Вы хотите отреставрировать, подождите некоторое время, станет понятно, нужно ли продолжать. Определитесь заранее, будете ли Вы наносить патину химическим или механическим способом, или же просто выберете поверхностную окраску.

Творите и изобретайте новые способы реставрации предметов и делитесь ими с нами!