Старинные навигационные приборы



Антикитерский механизм – это своеобразное механическое устройство, содержащее тридцать бронзовых шестерен. Весь механизм находится в прямоугольном деревянном корпусе, на двух его бронзовых панелях расположены циферблаты со стрелками. Механизм предназначался для астрономических расчетов, с помощью него можно было определить дату приблизительно сорока двух астрономических событий. Именно это устройство и является первым навигационным прибором в Древней Греции.

Нескольким раньше, чем астролябия появился прибор квадрант, он был впервые упомянут в истории приблизительно в 1460 году. Квадрант примитивнее астролябии, но принцип тот же – определение местонахождения судна по звездам. Квадрант и астролябия, в свою очередь, прототипы секстанта. Отличительная особенность секстанта, которая помогла этому прибору заменить квадрант и астролябию, заключается в том, что при его использовании высота солнца измеряется относительно линии горизонта, а не относительно самого прибора. Это позволило добиться большей точности в измерениях. Наблюдая через секстант за солнцем и горизонтом, наблюдатель как бы совмещает эти две точки, и они остаются неподвижными даже при сильной качке корабля. Закономерность проста – через секстант горизонт можно наблюдать прямо.


Деления картушки – румбы, были придуманы итальянцем Флавио Джойя, который жил XIV-м веке. Флавио просто надел стрелку прибора на шпильку и таким образом сделал картушку. Деление было на 16 румбов, к 32 – м румбам деление увеличилось только XVI-м веке. При всем при этом, мореплаватели ни один раз сталкивались с проблемой качки, которая влияла на работу компаса. Для того чтобы решить проблему, стали использовать так называемый карданов подвес. Интересно, что столь известная опора названа именем человека, который не просто не изобрел ее, но даже не пытался претендовать на авторство – он всего лишь описал это устройство. Впрочем, такой подвес не являлся универсальной страховкой. Перехитрить компас было под силу практически любому моряку. Те, кто читал книгу «Пятнадцатилетний капитан», наверняка припомнят каким образом Негоро заставил корабль отклониться от курса – просто положил под компас топор.











